написать мой журнал весь журнал rss

ЭкипировкаВсе, что нужно знать о велотуфлях

Опубликовано: 11.01.2012


Все, что нужно знать о велотуфлях
Зачем нужны велотуфли, кому нужны, и чем отличаются от обычной обуви

Велотуфли нужны для эффективной передачи усилия ног на педали велосипеда и для надежного контакта с педалями. В зависимости от стиля катания для этого применяются разные средства. Существуют туфли для фитнеса (на велотренажере), для шоссе, для кросс-кантри, для даунхилла и т.д. Большинство современных туфель предназначены для использования с контактными педалями, т.к. контактные педали используются практически во всех стилях за исключением трюковых. Использование специальной обуви будет полезно тем, кто желает ездить быстро и/или далеко. Участие в соревнованиях сейчас практически немыслимо без контактных педалей и спортивных туфель.

Можно ли, и имеет ли смысл использовать велотуфли без контактных педалей? Можно, имеет. Хорошо подобранные велотуфли наверняка будут удобнее любой другой обуви. Обычная обувь имеет недостаточно жесткую подошву, это приводит к дополнительным затратам энергии и может вызывать дискомфорт, т.к давление от педали не распределяется на всю стопу, а действует только на участки, расположенные непосредственно над точками контакта с педалью. Чем выше нагрузки, тем больше пользы будет от специального снаряжения, и тем более дорогое снаряжение имеет смысл покупать.

Типы велотуфель

Для обычных педалей

Не очень распространенный тип. Чаще это туфли под контакты, у которых не удалена часть подошвы, закрывающая отверстия под шип (об этом ниже), но бывают и с простой плоской подошвой. От обычных кроссовок отличаются более жесткой подошвой, часто имеют приспособление для фиксации шнурков.

Под туклипсы

Устаревший тип, купить их практически нереально, несмотря на то что сами туклипсы еще находят применение. Туклипсы (от англ. toe clips - застежки для ступней) - ремешки, пристегивающие ступни к педалям. С туклипсами можно использовать практически любую обувь, подходящую для обычных педалей, лишь бы она позволяла быстро освободить ногу.

Мягкие, полужесткие или туристские туфли

Мягкие они только по сравнению с жесткими велотуфлями, вообще-то они достаточно жесткие.

Имеют в подошве отверстия для установки шипа под контакты, которые представляют собой две прорези, параллельные продольной оси туфли. Шип контактов утоплен в подошву, поэтому почти не касается земли при ходьбе. Шипы крепятся двумя винтами, которые вкручиваются в пластину, расположенную под стелькой. Пластина имеет две пары резьбовых отверстий и может перемещаться вперед-назад для точной установки шипа в продольном направлении. Смещение шипа в поперечном направлении обеспечивается прорезью в самом шипе. Также шип можно немного повернуть за счет того, что ширина прорезей в подошве больше диаметра крепежных винтов.

Поскольку отверстия в подошве сквозные, в туфли может набираться вода из луж. Есть несколько способов предотвращения этого. Можно приклеить водонепроницаемую наклейку под стельку, которая бывает в комплекте некоторых туфель, или кусок прочного скотча. Можно перед установкой шипа заполнить отверстия силиконовым герметиком. Любителям бродов можно ничего не делать, тогда вода, набранная в броде, будет отлично выливаться.

Полужесткие туфли бывают на шнурках, на липучках и с различными комбинациями того и другого.

Туфли позволяют без проблем передвигаться на своих двоих, почти как в обычной обуви, поэтому с удовольствием используются туристами и простыми катальщиками, которым приходится время от времени спешиваться. Позволяют совмещать контактные педали и пешее прохождение препятствий, бродов. Довольно удобны на горных грунтовых дорогах и на бездорожье, на мой взгляд практически не уступают легким трекинговым ботинкам. Одно "но" - нужно следить, чтобы точка опоры не пришлась на шип, который, в отличие от резины, довольно скользкий.

Чаще всего у новых туфель отверстия под шипы контактов закрыты куском резины, который нужно удалить для того чтобы поставить шипы. Если этого не делать, в этих туфлях можно с успехом кататься на обычных педалях. Бывает, что отверстия прикрыты пластиковой заглушкой на винтах. В этом случае использование туфель без контактов значительно менее удобно, по сути они для этого не предназначены. Подсказка: можно кататься и с открытыми отверстиями.

Жесткие мтб туфли

Предназначены прежде всего для гонок. Только под контакты. Самое лучшее средство почувствовать себя одним целым с велосипедом. Подошва чаще всего из твердого пластика, на дорогих моделях из карбона, не гнется вообще. На подошве расположено несколько крупных грунтозацепов, между которыми устанавливается шип. Крепление контактного шипа аналогично ранее описанному. Часто на подошве есть линейка для точной установки шипов. У многих туфель есть возможность установить дополнительные грунтозацепы под мысок, типа клыки, для взбегания в подъем с мягким грунтом.

Туфли имеют минимум мягких вставок, но при этом достаточно анатомичную форму. Используются тонкие стельки. Кстати, минимум поролона в обуви имеет один неоспоримый плюс - обувь очень быстро высыхает. Верх сделан из малотянущегося материала. Используются самые разные застежки, от простых липучек до систем с тросиками и баклей, шнурки не используются. Задник плотно охватывает пятку. Все эти меры направлены на минимизацию смещения стопы в туфле. В идеале туфля сидит на ноге как перчатка на руке. C жесткими туфлями следует использовать тонкие носки. Для велосипедиста с опытом разница в педалировании в жестких и полужестких туфлях очень заметна.

В жестких туфлях не очень удобно ходить пешком, длительные переходы даются нелегко. Сцепление с землей у них заметно хуже чем у туристских туфель. На мокрых бревнах и камнях очень скользко. Кроме того, ходьба очень сильно снашивает грунтозацепы. Когда высота грунтозацепов значительно уменьшается, начинают сильно изнашиваться шипы.

Однако, все вышеперечисленное, не мешает использовать жесткие туфли в том числе и в туризме, просто накладывает свои ограничения. Нужно больше ездить, и меньше ходить :-)

Жесткие шоссейные туфли

По конструкции похожи на жесткие мтб туфли, но имеют ряд отличий. Крепление контактного шипа с тремя отверстиями, под шоссейный шип. Не имеют грунтозацепов, вследствие чего при ходьбе приходится опираться на шип, который сильно выступает из подошвы. Туфли совершенно не приспособлены для ходьбы, в них можно лишь доковылять до велосипеда. Зато на велосипеде... Ух!!! Держите меня трое!

Отмечу, что если есть шоссейник, но нужно иногда и пешком походить, или есть и шоссейник и байк, то ничего не мешает поставить на шоссейник мтб педали и ездить в мтб туфлях. Но стиль, конечно, страдает, да.

Выбор велотуфель

Стандартные советы при выборе любой обуви, особенно спортивной и туристической: перед примеркой следует постричь ногти на ногах, удалить мозоли и пр. Мерить обувь лучше вечером, т.к. вечером нога отекает, становится чуть больше.

Для начала опеделитесь с типом туфель. Мягкие можно выбирать как обычную обувь, стараясь чтобы туфли сидели как можно плотнее, но не жали. К жестким туфлям требования выше: они должны сидеть как влитые. Надев туфлю, упритесь пяткой в пол, чтобы пятка уперлась в стенку задника. Затяните застежки - они должны быть затянуты довольно сильно, но так, чтобы кровообращение не нарушалось. Перед пальцами осталась пара миллиметров? Попробуйте на размер или полразмера меньше.

Разные производители имеют разные колодки, поэтому для того чтобы понять,что вам подходит, померяйте туфли разных производителей.Попробуйте размер больше, размер меньше. У жестких туфель обычно есть половинные размеры.

Обзор рынка

Полный обзор рынка это тема для отдельной статьи, я лишь хочу указать, на что обратить внимание, если тема велообуви вам совсем незнакома.

На российском рынке велообуви представлено множество брендов. Наиболее известные из них Shimano, Sidi, Northwave, Diadora, Pearl Izumi, Lake, Specialized и другие.

В классе полужестких туфель посоветую обратить внимание на компанию Shimano. Модельный ряд компании закрывает практически все ниши в этом секторе. Есть низкие туфли и закрывающие голеностоп, сандали и трекинговые ботинки с Гор-Тексом. Колодка узковата, но для средней ноги вполне подходит. Размер обычно берется на два больше, т.е. человеку с ногами 43 размера туфли нужны 45.

Также можно посмотреть обувь Northwave и Pearl Izumi.

Жесткие туфли. Для меня жесткие туфли это Sidi, однозначно. Стоит обратить внимание на модель Bullet 2. Стоящая практически в самом низу модельного ряда, отвечает всем требованиям спортсмена. Три липучки надежно фиксируют ногу именно в тех местах, где это нужно, грунтозацепы из износостойкого пластика, анатомичная форма. Более дорогие модели постепенно обрастают опциями: по одной меняются застежки на более технологичные, позволяющие лучше дозировать усилие затягивания, появляется более жесткая пятка. Верхние модели Sidi имеют сменные грунтозацепы с резиновым покрытием, они гораздо менее скользкие, чем пластиковые. Для туфель Sidi выпускаются запчасти: все отделяемые части можно поменять: застежки, стельки, сменные грунтозацепы. Колодка рассчитана на гонщика, которые в основном худые, однако есть туфли и на широкую ногу, эти туфли имеют в названии модели приставку Mega.

Если с Sidi не сложилось, посмотрите Pearl Izumi, благодаря торговой сети Триал-Спорт их можно купить почти где угодно в России. Интересная линейка обуви у Specialized.

Удачи в выборе велообуви.

Источник: http://www.velodrive.ru/about/rubriki/22/?id=162

Расскажите о записи друзьям.
комментарии