Мысли были навеяны прошедшим ВелоБАМом. Погодка в этот раз выдалась феноменальная! К чести участников можно отметить что многие из них оказались готовыми к такому повороту событий, чего нельзя сказать об их транспортных средствах. Среди поломок различных узлов вроде бы надежного горного велосипеда встречались и проблемы с тормозами. На работу тормозных систем влияет огромное количество факторов. Почему-то никому в голову не пришло стартовать в ВелоБАМе на сликах. Все ставили более-менее агрессивную резину, но многие ли, глядя в субботу на холодный осенний дождь за окном, думали о том, что в природе не просто существуют, но и распространены грязевые тормозные колодки и грязевые диски (сплошной дизайн или "слив" - G2/G3)? А ведь тщательная и грамотная подготовка велосипеда к предстоящей гонке или покатушке - это и есть неотъемлемая часть той самой велосипедной культуры за которую мы все тут боремся. Многие сетуют на то, что эта культура обходится дорого, но, на самом деле, умелая комплектация велосипеда как раз позволяет сделать его легче удобнее и универсальнее, а главное - на порядок дешевле! Какой тормоз лучше всего выбрать для грязевых условий? Чаще всего мы не имеем возможности выбирать тормозную систему под условия так же, как выбираем тип покрышек. Что поставили в магазине - на том и едем. Но ведь хотя бы колодки и ротора поменять не сложно! Оказывается, что эти две составляющие тормозной системы вполне способны изменить ее поведение в экстремальных погодных условиях самым кардинальным образом. Все, что от вас требуется - это продумать заранее комплектацию вашего гоночного болида и установить такие тормоза, которые позволяют использовать наибольшее количество различных типов тормозных колодок и тормозных дисков.
Как ни странно, лидерство в этом отношении держат не дисковые тормоза. За долгие годы существования тормозов ободного типа для них была придумана уйма технологий, позволяющих им идеально функционировать в различных условиях. К примеру, есть немало разновидностей ободных тормозов и колодки к ним, которые позволяют избежать проблем в условиях, похожих на прошедший ВелоБАМ. Да, они не дешевы, но они по стоимости уступают дисковым, зато, например, намного легче их. У меня на кроссовере GT Tempest стоят вибрейки Deore XT с очень качественными тормозными колодками, которые позволяют мне ездить по той же Олхинке в любую грязь. Согласен, я это делаю ценой расхода дешевых ободов, но если к ним в комплект приобрести обода с технологией UB от Mavic (обалдеть - стоимость вилсета аж целых 5-6 тыс. руб на Б-К), то с моими вибрейками можно смело стартовать в ВелоБАМе, и в дальнейшем вообще не заморачиваться покупкой дисковых тормозов.
С дисковыми тормозами дело обстоит сложнее. Конструкция дисковых тормозов, в отличие от ободных, может быть и не рассчитана на использование необходимого типа колодок или роторов. В результате, установив неудачную модель тормоза, мы получим не только неэффективную работу тормозной системы в грязи, но и рискуем сломать механизм тормозной машинки. Попробую проиллюстрировать это, сравнивая две различные модели дисковой механики от Avid. В чем, например, заключается загадочное отличие между ВВ5 и ВВ7, о котором все гуру так любят упоминать, но никогда не идут в своих откровениях дальше фразы: " У них две крутилки...". Открою секрет! Покупая ВВ5, подписываешься на один единственный вариант низкосортных колодок и один единственный вариант довольно дубового и неудобного в грязи ротора. Покупая ВВ7 (или те же Джуси/Элексиры) получаешь возможность выбирать различные типы колодок под условия и самые разнообразные типы дисков: G2/G3 (для мокроты как на ВелоБАМе), сплошные ротора для мокрой глины, HS1 для сухой и пыльной дороги, "плавающие" ротора для затяжных техничных спусков (чтобы ротор, разогревшись и превратившись в пропеллер, не драл колодки, а "гулял" между ними).
Много информации о том, как лучше комплектовать тормозные системы для использования в различных условиях можно почерпнуть на ресурсах, посвященных циклокроссу. Например, известные спортсмены охотно делятся секретами подбора тормозов для грязевых условий:
Technical FAQ: Ideas for disc brakes in wet conditions
Rotor testing with Ryan Trebon:
Цитата We have also found that the rotors make a huge difference in pad life and wear patterns. Some of the rotors that have smaller holes don’t clean out as well and wear the pads faster. Ryan and I went through four different rotor styles before finding one that worked well in the mud. We have the SRAM G2 rotors on all of the bikes. Better wear and the riders say they feel more positive.
Так что, все в наших руках! Приятного катания в любую погоду!
Расскажите о записи друзьям.
|