"Как Братск обошли Вообще-то Братску не везло хронически. Еще до 1917 года его обошли как минимум дважды. Первый раз — в царствование императрицы Елизаветы в середине XVIII века. В это время началось строительство знаменитого Московского тракта. Однако прошла эта трасса через Тулун, и Братск оказался в двухстах верстах от нее. Конечно, братские мужики трассу до Илира и Тулуна пробили. Хотя какая это трасса — так, тележный путь.
В 1891 году началось строительство великой Транссибирской магистрали. И Братск снова оказался в стороне. Железная дорога прошла значительно южнее, через Иркутск. Естественно, братчане попытались построить ветку до Транссиба, благо имелся под рукой весьма приличный железоделательный завод — Николаевский. Hо, как на грех, заводские каторжники не выпускали рельсов подходящего сечения.
С появлением тракта и Транссиба Ангара утратила свое магистрально-транспортное значение, и Братск из крупного транзитного села превратился в захудалый провинциальный центр. И все таки в конце XIX века Братску подфаpтило: в бирюсинском Клондайке горбачи вытащили последнее золото, и золотая лихорадка сместилась на Лену и Витим.
Путь на Бодайбинские прииски пролег через Братск. Вскоре в селе почувствовали и обратную связь. То, что не просаживалось гулеванами в Бодайбо, Киренске, Усть-Куте, оседало в Братске. Братск острожный все больше стал напоминать провинциальный городок. Но все равно его обитатели оставались сугубо сельскими жителями. Пока не грянула Великая Октябрьская."
http://info.irk.ru/pribaikal/bratsk/bratskraion.htm