тип: ПВД что: уединенный, но не пустынный, приятный залив Братского моря с хорошими для вело подъездными путями. где: Братский район покрытие: 55% асфальт, 45% грунт дистанция: ~45км (в одну сторону) старт: Центр, Крупская-Падунка погода: 2-3 дня после дождей
Как и любая поездка за город в нашем регионе, этот маршрут сочетает в себе все возможные, а также ряд невозможных (с точки зрения рядового несибирского велосипедиста),видов перемещения с велосипедом. Здесь вас ждут и выкручивание последних скоростных передач по ровной и широкой дороге, и асфальтовая дорога с перепадом высот, и головокружительные спуски, и широкие грунтовые дороги, неширокие извилистые тропинки, коварные деревья через дорогу, и несомненный хит: скальник, который при должном умении может стать дорогой. Традиционно будут предоставлены кровососы всех мастей. Также в пути всем желающим будут предложены экологические чистые прохладительные напитки из ручья. В общем, срочно пакуйте рюкзаки, ждите выходных и вперед, в один из филиалов рая в Братском районе.
Оговорюсь, что я описываю известный мне, традиционный маршрут, идущий по т.н. Николаевскому тракту. Но это не единственный способ попасть в конечную точку: существует дорога через Тарму, может быть дорога от казаков с Елани и даже мой маршрут может начаться не в описываемой точке, а, по слухам, в районе перекрестка дороги с БрАЗа и Тулунки, у которого раньше была таможня (см. карту). Последний названный вариант является самым удобным: он был проложен для проезда лесозащитной техники в 2008 году, но разведку его я не делал, хотя подозрительные развилки присутствуют на маршруте.
Второе. Ехать можно как с ночевкой, так и просто прокатиться: при достаточно уровне подготовки маршрут проходится быстро и приятно. В то же время стоит иметь ввиду, что надо быть готовым к решению любых проблем автономно: покрытия сотовой сети нет, а шустро пробежать 15-25 км в случае необходимости не получится. Потому ремкомплект для велосипеда и человека, вода, хотя бы немного энергетической еды, нож, фонарик, карта/навигатор (!), средство от комаров (желательно также от клещей) у Вас должны быть, даже если вы просто едете покататься (что у вас это все есть при походе на два и более дней, я не сомневаюсь). Вероятно, с развитием велодвижения в городе и обкатыванием дорог, проблема экипировки не будет стоять так остро и тогда я внесу коррективы в этот абзац. А пока буду параноиком. ;-)
Третье. Как ни парадоксально, но при наличии в тех краях всего пары основных дорог, свернуть не туда вполне можно. Это получается даже при наличии GPS и карт. Кстати, навигаторы в некоторых места начинают бешено метаться в пределах 300 метров, чем могут «помочь» Вам проскочить поворот или просто озадачить. Судя по всему, хребет богат на железо и оно негативно влияет на прохождение сигнала от спутников. Потому наличие карты, компаса, навигатора крайне желательно. Дорога запоминается легко, и уже на третий раз Вы спокойно пройдете её без помощников. Но пока будьте бдительны.
Испугались? Зря. Маршрут вполне подходит для отдыха даже начинающих велосипедистов, а все описанное выше – это вполне стандартные рекомендации для любого входа в лес и покатушки. Единственное, что может Вам помешать – это страх. Страх ехать по узкой тропинке, страх быть съеденным комарами, страх, что не хватит сил, еще какой-то страх. Смело отбрасывайте все это: маршрут прост и незатейлив, если у Вас есть голова на плечах.
Наверно, я вас утомил, а на часах уже 8:55 утра, по Крупской проносятся встретившиеся в Центре у Багульника, из Энергетика подтягиваются и тормозят у светофора веселые Энергичные. Кстати, из Энера или Гидростроителя вполне можно на попутном поезде (смотри rzd.ru) доехать до Анзеби и выдвинутся к бывшей таможне на Тулунке. Минус 30-40 км асфальта. Аналогично обратно. Команда посчитана, анекдоты рассказаны, отстающие подтянулись. Выдвигаемся в сторону Тулуна. По маршруту есть пара заправок с магазинами, что-то недостающее можно докупить там. Через ~20 км последняя развилка на БрАЗ и небольшой аэропорт (справа). Перед этой точкой налево уходит хорошая гравийная дорога: вроде как с неё тоже можно попасть на наш маршрут. Но мы сегодня не ищем легких путей, а идем проторенной дорогой. После аэропорта крутой спуск вниз, пересекаем внизу речку Мостовую (она нам еще встретится), подъёмчик, еще одна ямка, и справа начинаются дачи. Проезжаем две остановки общественного транспорта, небольшой пологий подъем (дачи справа закончились), вдалеке видна еще одна остановка дач и сразу после вершины подъемчика налево уходит грунтовая дорога. Нам туда. От Крупской до этой точки 25 км.
Грунтовка начинается свалкой. Что делать, не все любят себя и лес, как мы. Потому первые метров 100-200 (до полей) лучше пройти пешком, а потом можно пробовать ехать. Слева широкое заросшее поле. Раньше тут растили картошку, а теперь развлекаются толкиенисты и ролевики (или это одно и то же?). Чудные ребята: не смотря на грозный вид и мечи, очень мирные и общительные, хоть и со странностями. Ну, да и мы не без странностей: «нормальные» люди с утра спят, а потом телек зырят, а не педалят непонятно куда ;-)
Поле заканчивается, пересекаем деревянный мост через речку Мостовую. Небольшая и чистая речка или большой (но тоже чистый) ручей - кому как нравится называть. Смело можете пополнять запасы воды. Дальше вас уже ожидает лес, потому пора провести первую обработку средствами от кровососов, заправить одежду «снизу вверх», плотно все застегнуть, дабы не пролез клещ. Желательно в пути, и обязательно по прибытии, осмотреть друг друга на наличие клещей. Еще пара глотков воды и в путь: перевал через хребет Долгий ждет нас. Чтобы не держать друг друга, можно разбиться на несколько групп (по скорости движения). Через 4-5 километров начинают лениво бродить мишки, потому делать размер группы меньше троих не стоит. Хотя, последний раз следы медведя я там видел году в 2004м, позже они не появлялись. Если косолапые и есть, то встречаться с вами не хотят. Отследить их наличие можно по следам, развороченным муравейникам, кучам фекалий на тропе.
Дорога с глубокими колеями, кое-где поваленные деревья и тропинка вьется вокруг этого. Плюс довольно крутой и длинный подъем. Можно ехать, можно идти. Пожалуй, это самый сложный участок пути. Вскоре подъем окончится и Вы окажетесь на широкой поляне: здесь раньше грузили лес. Слева овраг, а за ним высится Лысая гора. А перевал продолжается. Дорога становится все менее заметной, переходя в каменные глыбы и проложенную прямо по ним тропинку. Лихачить здесь лучше на обратном пути, ибо тогда Вашим спутникам будет попутно нести Вас с переломами до кареты скорой помощи и поездка не будет омрачена. Овраг слева сменяется крутым подъемом, а на нем на деревьях построен охотничий лабаз. На дороге ряд развилок, но нам все время прямо, выбирая человеческие тропинки: все развилки на самом деле просто разветвления одной и той же дороги в поисках более удобного для проезда места. Скалы уже почти закончились, тропа накатанная, гнус бодр.
Еще пара километров и дорога начинает забирать влево. На могучих соснах следы лебедок, запчасти от техники порой валяются на дороге. Покрытие сотовой сети БВК здесь заканчивается и больше в пути не появится. Включайте рации. А впереди уже начинается та дорога, для которой и были изготовлены Ваши МТВ. Горные велосипеды со множеством скоростей, послушные и крепкие. Теперь важна не сила ног, а умение быстро найти оптимальный маршрут среди колей и проехать по нему. Не стоит покидать седла велосипеда – наслаждайтесь оффроадом. Вдоль хребта дорога идет километра три, плавно выгибается направо, на юг, и начинается пологий спуск. На вершине хребта есть широкая полянка: тут часто останавливаются, едят, ночуют. У дороги будет ряд примыканий второстепенных дорог, вам везде прямо. Сомнений, что Вы едет правильно не возникнет: основная дорога хорошо натоптана грибниками и рыбаками. Кое-где дорог становится две или три параллельных: какая лучше для движения стоит лишь пробовать, не теряя из виду основную дорогу. Теперь это уже тропа, идущая по заросшей автодороге. Виражи, пологие спины валунов, ровная поверхность: можно смело разгонятся, но смотреть на трассу внимательно. Слева примыкает широкая заросшая дорога, обрамленная высокими соснами, метров через 30 еще одна – они уходят на залив Малый и полуостров Елань, на остатки Николаевского завода. Здесь наши пути расходятся со старым Николаевским трактом, по которому всего сто лет назад ездили работники известного на весь мир завода, продукция которого побеждала на международных выставках. Так что ловите момент единения с прошлым. С этого перекрестка может начаться уже расчищенная тракторами дорога – противопожарная просека. Ещё взвинчиваем темп, крутые спуски, повороты, виражи вокруг луж. Встречаются две развилки примерно равнозначных дорог: обе накатаны, но одна идет прямо, другая направо. Стоит продолжать движение прямо, т.к. направо просто уходит объездная крутого спуска. Вскоре правая дорога опять примкнет к основной.
Тишина… Для городского жителя она давит, заставляет напряженно смотреть по сторонам, искать того, кто затаился в лесу. Тем более в этой низине, что находится в урочище Катымары. Низина, под ногами мягкий грунт, как на болоте, высокая трава скрывает окрестности, широкую естественную просеку, лишь деревья-великаны смотрят на тебя. Смотрят спокойно, можно ехать.
Примерно между 12 и 16 км дистанции (отсчет от Мостовой), дорога изгибается вправо, а прямо уходит тропа. Тропа кажется вполне проходимой, хоть дорога вокруг неё и изрядно заросла. Здесь стоит выбрать дорогу и уйти вправо. Тропа прямо короче, но идет через заболоченное место: колеи, поваленные деревья, низкие ветки: ехать сложно и не везде вообще возможно. Пожалуй, это единственное место на дистанции, где стоит поворачивать.
Тем временем справа от дороги начинается крутой склон. Дорога очень плавно и очень настойчиво вьётся влево Вот уже вершины недалеких деревьев находятся на уровне Вашей головы, воздух, кажется, становится еще чище и ароматнее. Еще немного и сквозь стволы брызгает синева, кажется небо упало и заполнило весь горизонт. Синее Братское море мелькает среди коричневых сосен. И чем дальше, тем сильнее оно затапливает горизонт, разливается у вас под ногами. Спуск, полет навстречу прохладе воды.
Дорога почти горизонтальная и справа под острым углом, неожиданно появляется дорожка, тропа. 10 метров по ней Вы на поляне. Лучшее место для лагеря. Синеет море, а перед ним широкий песчаный пляж. Между пляжем и вами обрывчик метра в три с земляными ступеньками. На берегу избыток дров, на поляне уже есть пара мест для костра, кирпичи для котелков, грибы, ягоды и прочие радости.
Рядом в море островок или полуостров – зависит от уровня воды. На нем тоже есть пара удобных мест для лагеря. Если все будет занято, то прогулявшись по берегу в любую сторону, легко найдете множество отличных мест для ночевки и отдыха. Рыбаки там бывают очень часто, потому подготовленных полян много. Помним правила приличия: не мусорим, не гадим. Если встретите рыбаков, то рыбой вас угостят обязательно. А рыба – это вкуснейшая уха из свежего продукта. Для благодарности рыбакам не помешает прихватить с собой сигарет и чая, ну или иной натуральной валюты. Рыбу также можно добыть из сетей, во множестве расставленных здесь. Поскольку официально владельцы сетей сети не ставят (лицензии наврядли кто-то покупает), значит этих сетей нет, соответственно взятая вами из сетей рыба в сети эти попасть не могла, а коли так, то и криминала никакого нет: украсть рыбу из несуществующих сетей вы не могли. ;-) А еще рыбу можно поймать на удочку. Теоретически. :-)
Ночью вас ждет веселый трехметровый пионерский костер. Утром – небывалая свежесть и нежное солнышко.
PS: а еще совсем рядом можно погулять по заброшенным в 1930 годы открытым штольням, посмотреть на сложенную в аккуратные кучки металлическую руду, найти артефакты, потерянные сотню лет назад, увидеть печи обжига извести, десятки дорог и отметок ушедшей эпохи огромного производственного комплекса, сердце которого раскинулось когда-то на целый мыс неподалеку, а действия велись по всему нынешнему Братскому району. Можно окунутся в историю чуть глубже и посетить стоянку древнего человека. Продолжение следует…
Молодец, Иван! Мне нравится твой стиль изложения! Хотя не могу не отметить один перл: "...Как ни парадоксально, но при наличии в тех краях всего пары основных дорог, свернуть не туда вполне можно. Это получается даже при наличии GPS и карт. Кстати, навигаторы в некоторых места начинают бешено метаться в пределах 300 метров, чем могут «помочь» Вам проскочить поворот или просто озадачить. Судя по всему, хребет богат на железо и оно негативно влияет на прохождение сигнала от спутников. Потому наличие карты, компаса, навигатора крайне желательно..." - тут особенно важно взять компас и навигатор и посмотреть, как они будут врать и "метаться" ;)) Вообще, будут полезными навыки ориентирования без приборов! Да, и правильно будет - охотничий лАбаз. Ударение на первом слоге Иван, писать новые статьи обязательно!!!