видов перемещения с велосипедом. Здесь вас ждут и выкручивание последних скоростных передач по ровной и широкой дороге, и асфальтовая дорога с перепадом высот, и головокружительные спуски, и широкие грунтовые дороги, неширокие извилистые тропинки, коварные деревья через дорогу, и несомненный хит: скальник, который при должном умении может стать дорогой. Традиционно будут предоставлены кровососы всех мастей. Также в пути всем желающим будут предложены экологические чистые прохладительные напитки из ручья. В общем, срочно пакуйте рюкзаки, ждите выходных и вперед, в один из филиалов рая в Братском районе.
Оговорюсь, что я описываю известный мне, традиционный маршрут, идущий по т.н. Николаевскому тракту. Но это не единственный способ попасть в конечную точку: существует дорога через Тарму, может быть дорога от казаков с Елани и даже мой маршрут может начаться не в описываемой точке, а, по слухам, в районе перекрестка дороги с БрАЗа и Тулунки, у которого раньше была таможня (см. карту). Последний названный вариант является самым удобным: он был проложен для проезда лесозащитной техники в 2008 году, но разведку его я не делал, хотя подозрительные развилки присутствуют на маршруте.
Второе. Ехать можно как с ночевкой, так и просто прокатиться: при достаточно уровне подготовки маршрут проходится быстро и приятно. В то же время стоит иметь ввиду, что надо быть готовым к решению любых проблем автономно: покрытия сотовой сети нет, а шустро пробежать 15-25 км в случае необходимости не получится. Потому ремкомплект для велосипеда и человека, вода, хотя бы немного энергетической еды, нож, фонарик, карта/навигатор (!), средство от комаров (желательно также от клещей) у Вас должны быть, даже если вы просто едете покататься (что у вас это все есть при походе на два и более дней, я не сомневаюсь). Вероятно, с развитием велодвижения в городе и обкатыванием дорог, проблема экипировки не будет стоять так остро и тогда я внесу коррективы в этот абзац. А пока буду параноиком. ;-)
Третье. Как ни парадоксально, но при наличии в тех краях всего пары основных дорог, свернуть не туда вполне можно. Это получается даже при наличии GPS и карт. Кстати, навигаторы в некоторых места начинают бешено метаться в пределах 300 метров, чем могут «помочь» Вам проскочить поворот или просто озадачить. Судя по всему, хребет богат на железо и оно негативно влияет на прохождение сигнала от спутников. Потому наличие карты, компаса, навигатора крайне желательно. Дорога запоминается легко, и уже на третий раз Вы спокойно пройдете её без помощников. Но пока будьте бдительны.
Грунтовка начинается свалкой. Что делать, не все любят себя и лес, как мы. Потому первые метров 100-200 (до полей) лучше пройти пешком, а потом можно пробовать ехать. Слева широкое заросшее поле. Раньше тут растили картошку, а теперь развлекаются толкиенисты и ролевики (или это одно и то же?). Чудные ребята: не смотря на грозный вид и мечи, очень мирные и общительные, хоть и со странностями. Ну, да и мы не без странностей: «нормальные» люди с утра спят, а потом телек зырят, а не педалят непонятно куда ;-) 
Желательно в пути, и обязательно по прибытии, осмотреть друг друга на наличие клещей. Еще пара глотков воды и в путь: перевал через хребет Долгий ждет нас. Чтобы не держать друг друга, можно разбиться на несколько групп (по скорости движения). Через 4-5 километров начинают лениво бродить мишки, потому делать размер группы меньше троих не стоит. Хотя, последний раз следы медведя я там видел году в 2004м, позже они не появлялись. Если косолапые и есть, то встречаться с вами не хотят. Отследить их наличие можно по следам, развороченным муравейникам, кучам фекалий на тропе.
Вскоре подъем окончится и Вы окажетесь на широкой поляне: здесь раньше грузили лес. Слева овраг, а за ним высится Лысая гора. А перевал продолжается. Дорога становится все менее заметной, переходя в каменные глыбы и проложенную прямо по ним тропинку. Лихачить здесь лучше на обратном пути, ибо тогда Вашим спутникам будет попутно нести Вас с переломами до кареты скорой помощи и поездка не будет омрачена. Овраг слева сменяется крутым подъемом, а на нем на деревьях построен охотничий лабаз. На дороге ряд развилок, но нам все время прямо, выбирая человеческие тропинки: все развилки на самом деле просто разветвления одной и той же дороги в поисках более удобного для проезда места. Скалы уже почти закончились, тропа накатанная, гнус бодр.
Теперь важна не сила ног, а умение быстро найти оптимальный маршрут среди колей и проехать по нему. Не стоит покидать седла велосипеда – наслаждайтесь оффроадом. Вдоль хребта дорога идет километра три, плавно выгибается направо, на юг, и начинается пологий спуск. На вершине хребта есть широкая полянка: тут часто останавливаются, едят, ночуют. У дороги будет ряд примыканий второстепенных дорог, вам везде прямо. Сомнений, что Вы едет правильно не возникнет: основная дорога хорошо натоптана грибниками и рыбаками. Кое-где дорог становится две или три параллельных: какая лучше для движения стоит лишь пробовать, не теряя из виду основную дорогу. Теперь это уже тропа, идущая по заросшей автодороге. Виражи, пологие спины валунов, ровная поверхность: можно смело разгонятся, но смотреть на трассу внимательно.
Слева примыкает широкая заросшая дорога, обрамленная высокими соснами, метров через 30 еще одна – они уходят на залив Малый и полуостров Елань, на остатки Николаевского завода. Здесь наши пути расходятся со старым Николаевским трактом, по которому всего сто лет назад ездили работники известного на весь мир завода, продукция которого побеждала на международных выставках. Так что ловите момент единения с прошлым. С этого перекрестка может начаться уже расчищенная тракторами дорога – противопожарная просека. Ещё взвинчиваем темп, крутые спуски, повороты, виражи вокруг луж. Встречаются две развилки примерно равнозначных дорог: обе накатаны, но одна идет прямо, другая направо. Стоит продолжать движение прямо, т.к. направо просто уходит объездная крутого спуска. Вскоре правая дорога опять примкнет к основной.
Низина, под ногами мягкий грунт, как на болоте, высокая трава скрывает окрестности, широкую естественную просеку, лишь деревья-великаны смотрят на тебя. Смотрят спокойно, можно ехать.
PS: а еще совсем рядом можно погулять по заброшенным в 1930 годы открытым штольням, посмотреть на сложенную в аккуратные кучки металлическую руду, найти артефакты, потерянные сотню лет назад, увидеть печи обжига извести, десятки дорог и отметок ушедшей эпохи огромного производственного комплекса, сердце которого раскинулось когда-то на целый мыс неподалеку, а действия велись по всему нынешнему Братскому району. Можно окунутся в историю чуть глубже и посетить стоянку древнего человека. Продолжение следует…| altus3d |
#10 | 15.05.2010   05:31
|
||
|
Потрясный рассказ... Мысленно я с вами, а материально за 6000 км.
|
| 2лик |
#9 | 28.08.2009   19:58
|
||
|
одному немножко боязно =(
|
| Putnik |
#8 | 27.08.2009   17:28
|
||
|
2лик, а что именно из описания не понятно по маршруту?
|
| 2лик |
#7 | 27.08.2009   16:14
|
||
|
Может проводит кто-нибудь меня туда? Буду благодарен (=
|
| Elenlasse |
#6 | 03.06.2009   22:17
|
||
|
Хорошее место !) +
|
| Putnik |
#5 | 21.02.2009   03:17
|
||
|
Provok_, ну все не так фатально: навигатор заблудится не даст. Это прозрачный намек на то, что навигатор хорошо, а без головы никуда :-)
Лабаз fixed :-) |
| Клёпа |
#4 | 21.02.2009   03:05
|
||
|
мне очень понравилось :-) ностальгия напала.
|
| Provok_ |
#3 | 21.02.2009   00:20
|
||
|
Молодец, Иван! Мне нравится твой стиль изложения!
Хотя не могу не отметить один перл: "...Как ни парадоксально, но при наличии в тех краях всего пары основных дорог, свернуть не туда вполне можно. Это получается даже при наличии GPS и карт. Кстати, навигаторы в некоторых места начинают бешено метаться в пределах 300 метров, чем могут «помочь» Вам проскочить поворот или просто озадачить. Судя по всему, хребет богат на железо и оно негативно влияет на прохождение сигнала от спутников. Потому наличие карты, компаса, навигатора крайне желательно..." - тут особенно важно взять компас и навигатор и посмотреть, как они будут врать и "метаться" ;)) Вообще, будут полезными навыки ориентирования без приборов! Да, и правильно будет - охотничий лАбаз. Ударение на первом слоге Иван, писать новые статьи обязательно!!!
|
| Archangel |
#2 | 19.02.2009   19:04
|
||
|
кстати... летом поедем.. желаюшие приветствуются :))
|
| Archangel |
#1 | 19.02.2009   19:04
|
||
|
держи плюс
|