Отечественную велосипедную индустрию лихорадит: по мнению двух авторитетных правозащитных организаций, в нашей стране десятилетиями используются «неправильные» рамы для велосипедов, и, в частности, детских. Под подозрение и угрозу полного запрета попали алюминиевые рамы и компоненты. Ведутся исследования относительно безопасности применения алюминия в автомобилях и самолётах.
В конце марта Национальный союз защиты прав потребителей обратился к Дмитрию Медведеву с предложением полностью запретить использование алюминиевых рам для всех велосипедов, а для детских – вообще любых компонентов из алюминия.
«В 2013 году российские производители велосипедов с алюминиевыми рамами, в основном используемыми в бюджетных велосипедах, увеличили производство на 14%. По итогам года объемы производства детских велосипедов с алюминиевыми рамами в России составили 452 тыс. штук, что является новым историческим максимумом. В 2014 году планируется дальнейшее увеличение производства алюминиевых рам и велосипедов на их основе», — говорится в обращении.
Правозащитников эти данные заставляют задуматься о здоровье населения, так как при производстве алюминиевых рам используется пластификатор дибутилфталат. «Дибутилфталат – единственное вещество, содержание которого согласно техническому регламенту Таможенного Союза «О безопасности жизнедеятельности» вообще не допускается для ряда видов товаров, контактирующих с телом человека. Согласно широко известным научным данным, дибутилфталат выделяется из алюминия рам и переходит непосредственно в тело, в первую очередь – в кожу и мышцы», — говорится в обращении к премьер-министру.
Правозащитники отметили, что в 2013 году российскими велостроителями было произведено 9,7 млн. велосипедов на алюминиевых рамах. Общее производство велосипедов в 2013 составило 11,2 млн. штук. Между тем, использованные алюминиевых рам наносят огромный вред окружающей среде, — указали в Национальном союзе защиты прав потребителей и призвали Дмитрия Медведева «ввести полный запрет на использование алюминиевых рам для производства и использования в массовой велопромышленности».
Следом с аналогичной инициативой, но касаемо карбоновых рам, письмо премьеру направило Московское бюро по правам человека (МБПЧ). Директор бюро, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод, ссылаясь на исследования целого ряда научных учреждений, потребовал ввести запрет на использование карбоновых рам в первую очередь детьми, так как такие рамы вредна для здоровья людей и окружающей среды из-за выделяющихся из неё смол.
Ответа от правительства пока не последовало, но представители индустрии уже назвали подобные высказывания «лоббистскими». По мнению руководителя Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павла Толстых, обращение МБПЧ может быть результатом усилий производителей стали, которые тем самым хотели бы переключить внимание чиновников и общественности на другой вид рам, использующейся при производстве велосипедов, пишет «РБК daily». В пресс-службе «Русала» (производитель первичного алюминия) и компании Мерида (крупнейший производитель алюминиевых рам) выразили недоумение по поводу письма МБПЧ.
Среди экспертов мнения тоже разделились. Участники круглого стола «Современный велосипед: безопасность, экология, цена», прошедшего 28 марта в пресс-центре РАМИ «РИА Новости», подчеркнули необходимость совершенствования механизмов, регулирующих использование компонентов из различных материалов, а также расширения участия государства в развитии культуры оборота использованных частей велосипедов, вместо того, чтобы спекулировать на страхах потребителя. Участник круглого стола, доцент Первого МГМУ имени Сеченова, кандидат медицинских наук Дмитрий Виноградов отметил, что в той или иной степени любая рама оказывает вредное влияние организм человека, но оснований запрещать ее использование российская наука не видит.
Также на круглом столе были рассмотренные альтернативные варианты для изготовления велосипедных рам и компонентов. В первую очередь это традиционные для велопромышленности сплавы стали, а также недавняя разработка российских учёных из Сколково – рама из углеродистых нанотрубок. Последний вариант при минимальном весе (около 0.5 кг для рамы спортивного уровня) стоит несущественно дороже аналогичной по классу карбоновой рамы от ведущих производителей. «Мы понимаем, что рамы из углеродистых нанотрубок кому-то могут оказаться не по карману, но когда идёт речь о жизни и здоровье россиян и детей России, мы не можем рисковать,» - заявил Виктор Пухляков, участник круглого стола, член учёного совета Сколково.
Из-за появившихся фактов ведутся исследования о возможности запрет алюминия также и в автомобильной и авиационной промышленности.
Расскажите об этом друзьям.
|