Информаторий > Куда поехать > Покатушки
Анзебские луга
тип: покатушка, ПВД
что: приятная поездка по зеленым лугам вдоль речки Вихоревки
где: Братск и район
покрытие: 30-55% асфальт, 45%-70% грунт
дистанция: ~65 км
старт: Центр, Курчатова-Падунка (поврот с падунки на дачи очистных)
погода: 1-3 дня после дождей

Этот маршрут – легкий способ попасть в тихие, зеленые луга западной части города, увидеть во всей красе один из трех известных потухших вулканов района - Моргудон, подышать свежим воздухом полей, насладиться хорошей грунтовой дорогой, порыбачить, получить дозу адреналина от спуска с сырта к Кузнецовке по грунтовой дороге.

Можно использовать его как часть пути на проводимые на речке Балаги, что у Вихоревки, мероприятия, можно размяться и побыть среди зелени вечером буднего дня, а можно посвятить этому простору целый свободный день. Трасса не пересекается с загруженными дорогами общего пользования, потому отлично подходит для семейных покатушек.

Старт находится на пересечении Падунской трассы, улицы Курчатова и дороги с очистных сооружений (и одноименных дач). На заправке около перекрестка есть магазин, где можно запастись необходимыми припасами – все условия для отличного начала поездки. Движемся на запад в сторону очистных. Дорожка разбита изрядно, но автомобилей мало, потому выбрать оптимальную траекторию проблемы не составляет, а качество асфальта позволяет набрать неплохую скорость и азартно попрыгать или порулить (кому что нравится) вокруг кочек.

Примерно через 2 км справа начинаются очистные сооружения, их не сложно определить по соответствующему запаху, и тут же находится развилка – вам налево, на гравий. Гравийный подъем тянется прямо, затем дорога выравнивается и поворачивает направо, прямо же виден шлагбаум и территория лесопитомника, где выращивают деревья для городских улиц, лесов, дачников.

Полтора километра по гравийке. Вдоль ЛЭП порой открываются виды вниз, на Вихоревку, Стениху. На въезде в дачный кооператив стоит магазинчик и остановка, нам вместе с дорогой направо под 45 градусов, вдоль дач. Пролетаем сливные коллекторы БЛПК, слева заборы садовых домиков, справа за леском вьется Вихоревка и грохочет железная дорога.

Долго ли коротко ли, но приносят Вас кони железные на конечную остановку дачного маршрута. Скатившись по дороге с небольшой, но крутой горочки, по правую руку увидите нахоженную тропинку через рельсы. Переносите своих коней на другую сторону железной дороги, далее немного двигаетесь в том же направлении, и сворачиваете направо в первый же проулок дач. Дома здесь большей частью покинуты, сожжены, растасканы. Когда последние остатки кооператива останутся у Вас за спиной, четкая тропинка под колеса изовьется немного налево, нырнет в кусты и… упрется в железнодорожную насыпь. Да, ничего удивительного – эта ветка ведет на хранилище стратегических запасов МЧС «Лена» - его огромные холодильники и склады расположены юго-западнее Стенихи. Справа виден мост через Вихоревку, туда и направимся. Естественно, мост под охраной, причем охрана, согласно наказам партии и правительства во главе лично с товарищем В.В.Путиным, выполнена по нанотехнологиям. Проще говоря – здесь на Вас нападут комары, овода и прочие вампиры – торопитесь произвести обработку. Кроме шуток, эта ветка действительно как бы охраняется 1-2 патрульными с собаками, которым до вас особого дела нет и встретить их можно один раз на сотню поездок. Преодолев мост и проследовав около 400 метров по полотну дороги, Вы попадете на пересечение с асфльтовой дорогой Чекановский-Стениха-Бикей-Энергетик. Здесь налево, на юг.

Асфальт, который здесь раздолбан не более, чем обычно в России, приведет вас в поселок Чекановский. Первый перекресток проходим прямо, попадая в поселок. Сразу за перекрестком находится магазин – пополняйте припасы. Следующий немного направо и налево по любой из улиц до её окончания. Итого Вы оказываетесб между речкой Вихоревкой (от вас она слева) и озером с нависшим над ним красным яром с соснами на вершине (справа от вас). Нужная нам дорога проходит посередине. Полевых дорог там несколько, но выделить из них основное направление не представляет труда – все равно попадете куда надо. С этого места движетесь прямо, на восток, порой немного отклоняясь, огибая заливы Вихоревки и озерца. Трава здесь и далее, на всем маршруте, сочно-зеленая даже осенью. Порой на пути встречаются неглубокие ручейки и броды через них, которые смелыми проходятся в седле, а остальными прыжками.

Низинка заканчивается, над головами с юга на север стремится ЛЭП, мы огибаем холмик с языком леса. Впереди открывается Моргудон, справа, метрах в 15 от дороги, на взгорке, стоит деревянный стол со скамейками. Где-то в этих местах располагалась раньше деревня Анзебь, позднее перенесенная восточнее. Здесь же шли бесчисленные лагеря Озерлага, о которых мало что известно сейчас, кроме очень примерного их расположения.

Насладившись видами, выдвигаемся дальше. Дорога приближается к высокому берегу реки и раздваивается: один путь забирается вправо на довольно крутой склон, заходя в лес, другой идет внизу, прижимаясь к обрыву берега, пытаясь как можно дальше отойти от прозрачных, но губительных для дороги, вод Вихоревки. Рыбалка здесь должна быть знатной. Рекомендую выбрать правую дорогу – он достаточно хорошего качества и гарантированно сухая, чего не скажешь о нижней дороги – полностью сухой и не заболоченной мне видеть её не приходилось. Среди сосенок на верхней дороге по правую руку есть полянка и небольшая беседка на ней. Сразу после беседки крутой спуск. После зажатой лесом дороги взору открывается свежайшее ярко-зеленое поле, контрастно оттеняемое ярко-красными берегами реки и громадой вулкана на заднем плане.

Идем по мягкой траве поля, поворачивая направо, на запад. Ориентиром служит Моргудон – он остается за спиной, и выпирающий, подобно спине лежащего на лугу и заросшего зеленой шерстью бронтозавра, невысокий вытянутый холм. А может это не холм и не динозавр, а какой-нибудь древний могильник. Братский район почти не исследован, потому никогда не знаешь, какую метку прошлого и где ожидать. Так вот, холм. Двигаться нужно вдоль него – по вершине или у левого (по ходу движения, т.е. южного, со стороны Долгого хребта), основания. Там же, у левого подножия хребта, растворившаяся было в зелени дорога, появляется вновь.

Дорога плавно огибает заливы и тихие озера, окруженные тонкими, воздушными березовыми рощицами, Запах свежести, песни лягушек, ровная полевая дорожка, которая достаточно быстро упирается в небольшой деревянный мостик, скорее небольшую трубу, на гравийной дороге, ведущую из Кузнецовки в поля. Нам налево, на юг. Дальше до Кузнецовки дорога несколько раз меняет направление, но сомнений в правильности пути у Вас не возникнет – дорога такого качества в этих местах одна.

Вскоре после мостика начинается крутой подъем, переходящий в более плавный. И чем выше Вы поднимаетесь на сырт, тем более величественный пейзаж предстаёт перед Вами. Сзади, на востоке, высится Моргудон, на котором раскинулись дачи. На юге за речкой Вихоревкой тянутся домики загородных домов, а над ними на сотни метров вздымаются то покрытые лесом, то лысые, головы гор Долгого хребта. На западе и севере стелется равнина с набросанными на неё полями, пересеченными линиями ЛЭП, и синеет хребет Старуха.

Дорога постепенно начинает снижаться и вот уже вы летите вниз, к железной дороге, пересекай по пути низину с небольшим, часто пересыхающим, ручейком. И упираетесь в железнодорожный переезд. Перейдя его, Вы можете повернуть направо и через 200 метров оказать на платформе, откуда на электричке доехать до НовоБратска (автовокзал центральной части города), или до Анзеби, Энергетика, Правого берега. Можно повернуть налево и вернуться домой вдоль железной дороге, о чем рассказывает другая статья. Мы же двинемся прямо. Река Вихоревка в этом месте тиха и заросла лиственными деревьями, кажется отраженные белые облака на самом деле жиут в ней, настолько гармонирует их безмятежность с гладью реки. И деревянный мост здесь кажется единственно возможный способом переправы, естественным, будто он тоже вырос здесь из берегов, как эти тихие, склонившиеся сокоря.

Ещё немного и Вы, зацепив край посёлка Кузнецовка, оказываетесь на трассе Тулун-Братск, она же участок федеральной трассы «Вилюй». Вам налево. 30 километров и Вы дома. Магазины в Кцзнецовке расположены ближе к центру деревни, потому для поплнения запасов надо либо свернуть туда, либо терпеть до магазина на заправке у Порожского кольца (~17 км и два хороших подъёма).

Приятной прогулки!

Расскажите об этом друзьям.
ShizzZ
#11 | 04.01.2013   15:58
Наш светлый >>Путь<< имени Анзёбыча был таков. хз как там заметки ставить. начало это начало Анзёбы, конец- это жд мост на Моргудоне
Putnik
#10 | 28.07.2012   01:52
Прекрасная подборка фото от Шиззза http://velobratsk.ru/forum/10-870-54#36710 smile
Dimbet
#9 | 23.06.2012   14:43
«для тех, кого пугает ~65 км. там до Кузнецовки всего около 30ти км» - я ехал примерно так, как у Путника, только через п. Чистый, Очистные дачи, далее через Анзёбу, Старую Анзёбу, через речку вброд на станцию Моргудон. Мерил в GOOGLе, получается ок. 30 км до станции.
#8 | 23.06.2012   14:39
Иван, я знаю, что лагерей по Вихоревке было предостаточно. Мой вопрос был о том где по обозначенному маршруту были лагеря? Я, кроме 43 лагеря, который находится несколько в стороне, и лагеря около платформы 276-го км больше там лагерей не знаю :-(
ShizzZ
#7 | 13.06.2012   18:12
для тех, кого пугает ~65 км. там до Кузнецовки всего около 30ти км, обратно всегда можно уехать на электроне, рельеф ровный аки шоссе по сравнению с окологородскими маршрутами. это для того, чтоб дамы не очковали туда кататься. пейзажи действительно аху#тельные. между переездом и мостом в Кузнецайке есть озерцо и деревцо. садимся в тенек под деревцо, созерцаем простор и озерцо, кушаем с хлебом мясцо, релаксируем, почесывая яйцо :-)
Putnik
#6 | 23.04.2012   02:06
Димбет, вот прямо там и были smile Дже если не было, легенда крисивая. Но вообще там подходящих мест много. А что тебя смущает7
Dimbet
#5 | 22.04.2012   12:52
В тёплое время года можно сократить путь, перейдя Вихоревку вброд. Вот здесь: http://wikimapia.org/#lat=56.1337415&lon=101.3676909&z=16&l=1&m=b или через жд мост, вот так http://wikimapia.org/#lat=56....8;21291
#4 | 10.02.2012   17:08
«Здесь же шли бесчисленные лагеря Озерлага, о которых мало что известно сейчас, кроме очень примерного их расположения.» - и где это там, интересно, лагеря были?
Dim@n
#3 | 17.08.2011   12:50
Приотличнейший маршрут, могу сказать, даже не пройдя его полностью. Вчера в шесть вечера рванул туда, доехал до беседки на верхней дороге, потом по полям и уперся в реку - тупик, видимо отклонился влево сильно, развернулся, поехал назад, побоялся до темна не пройти. Ехал первый раз, много времени затратил на ориентирование, разок блуданул - полчаса времени потерял. В следующий раз осилю полностью! В Чекановском встретил знакомого - в огороде возится. Выслушал множество фраз о безумстве велопутешественников. biggrin biggrin biggrin
Driver_7
#2 | 18.03.2011   21:43
прикольные места!!!!!!!!!)))))))))))))))))) cool
Номер страницы обсуждения (кликните, для перехода на другую):